Основными недугами, с которыми сталкиваются дети в
школе, являются нарушения опорно-двигательного аппарата, остроты зрения, а
также различные эмоциональные расстройства, или, так называемый «школьный
стресс».
К
сожалению, по мере продвижения по
«школьной лестнице» количество детей с нарушениями осанки и остроты зрения увеличивается,
на что влияет увеличение учебных нагрузок, заставляющих ребенка более
длительное время проводить за подготовкой к занятиям. Также негативно
сказывается на состоянии здоровья и гиподинамия, которая ведет за собой
снижение силовой выносливости мышц как спины, так и брюшного пресса, что также
приводит к нарушениям осанки.
С целью профилактики данных нарушений в школьной
среде и снижения влияния факторов
риска неинфекционных заболеваний, в рамках выполнения государственной
программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь»
на 2016 - 2020 гг., (Подпрограммы «Профилактика и контроль
неинфекционных заболеваний»), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь, на территории Брестской области реализуется межведомственный
информационный проект «Школа – территория здоровья».
Целью данного проекта является создание
условий как в учреждении общего среднего образования, так и дома,
способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся путем внедрения и
использования здоровьесберегающих технологий.
Наряду
с созданием устойчивой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни,
данный проект включает в себя:
организацию
рационального питания в школе;
использование
специализированной мебели в кабинетах, способствующей профилактике нарушений
опорно-двигательного аппарата и остроты зрения;
внедрение
двигательного компонента в образовательный процесс, в том числе проведение
физкультминуток во время проведения учебных занятий и динамических перемен;
создание
оптимальных условий для организации физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий, в том числе с привлечением родителей и множество
других организационно-методических мероприятий.
С целью повышения качества реализации информационно-образовательного проекта
«Школа – территория здоровья» и увеличения охвата учреждений, задействованных в
его реализации, специалистами санитарно-эпидемиологической службы области
совместно со специалистами отделов по образованию начато проведение обучающих
семинаров с распространением положительного опыта учреждений образования, уже
реализующих проект.
Так,
20 сентября 2018 года с привлечением средств массовой информации в ГУО «Средняя
школа №3 г. Кобрина» - это школа, которая на протяжении 3 лет реализует проект
«Школа – территория здоровья» на своей базе, проведен зональный семинар с
участием сотрудников общеобразовательных учреждений Кобринского района,
планирующих присоединиться к созданию здоровьесберегающей среды.
На
семинаре выступило 7 докладчиков, каждый из которых акцентировал внимание на
важности сохранения и укрепления здоровья школьников с помощью внедрения
современных здоровьесберегающих технологий в учреждениях образования.
Руководители
и сотрудники ГУО «Средняя школа № 3 г. Кобрина» и
ГУО «Детский сад – средняя школа № 4 г. Кобрина» на собственном опыте
реализации проекта поделились идеями и проводимыми на практике мероприятиями,
формами и методами работы с учащимися в рамках создания здоровьесберегающей
образовательной среды в своих учреждениях.
Специалисты
Кобринского зонального ЦГиЭ и Брестского областного ЦГЭиОЗ, а также
врач-педиатр УЗ «Кобринская ЦРБ» в своих докладах представили подробное
руководство по поэтапному внедрению информационного проекта «Школа – территория
здоровья».
В завершении семинара, учащиеся ГУО
«Средняя школа № 3 г. Кобрина», состоящие в социальном интерактивном театре
«Взгляд», который является одним из направлений создания
в школе условий для всестороннего развития личности детей, их интересов и
склонностей, представили вниманию гостей интерактивную сцену «Как сложно быть
трудным ребенком», которая ярко раскрыла эмоции детей в подобной ситуации и
предложила безопасные варианты выхода из нее, тем самым подчеркнув важность
сохранения не только физического, но и эмоционального здоровья детей как в
домашних условиях, так и в условиях организации образовательного процесса, на
что и направлен межведомственный информационный проект «Школа –
территория здоровья».