Режим
дня школьника
Сохранение и укрепление здоровья учащихся
и формирование у школьников навыков здорового образа жизни на сегодняшний день является
приоритетной задачей нашего общества.
Для успешного обучения и развития Вашего
ребенка в образовательных учреждениях важную роль играет рационально
организованный учебный процесс, а также соблюдение школьниками режима дня.
Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую
работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет
нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма,
создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Грамотно составленный график режима
учебного дня и свободного времени способствует сохранению баланса между
затраченными и восстановленными силами, создает бодрое настроение, воспитывает
дисциплинированность, аккуратность, учит грамотно распределять время.
Гигиенические
требования к режиму учебного дня школьников должны строиться в соответствии с
биологическими ритмами детского организма или так называемом «ступенчатом» режиме.
Так, для учащихся 1 классов количество
уроков и их продолжительность должны увеличиваться постепенно с 1 по 4
четверти;
максимальная учебная нагрузка должна
быть в дни наибольшей работоспособности и равномерно распределена по другим
дням недели;
расписание учебных занятий должно
строиться с учетом ранговой шкалы трудности предметов;
в расписании учебных занятий в течение
учебного дня необходимо чередовать учебные предметы, требующие большего
умственного напряжения, с другими предметами;
контрольные работы нельзя проводить в
понедельник, пятницу, на первых и последних уроках, и не более чем по одному
учебному предмету в день в одном классе и др.
Невыполнение этих правил может вызывать у
детей неблагоприятные физиологические реакции со стороны нервной и
сердечно-сосудистой системы.
В современном мире выросли учебные
нагрузки, что значительно снизило двигательную активность школьников и изменило
стиль их жизни. Многие родители, стремясь дать как можно больше знаний ребенку,
записывают его к различным репетиторам, на дополнительные курсы. В итоге такой
ребенок, без полноценного отдыха, подвержен переутомлению. У такого ребенка
снижается иммунитет, частыми становятся стрессы, появляются хронические
заболевания.
Поэтому
для профилактики гиподинамии и сохранения здоровья детей следует придерживаться
следующих правил построения режима дня:
вставать нужно в одно и то же время, не
стоит забывать о проведении утренней зарядки;
ребенок без напоминания должен принять
утренний туалет, создать опрятный внешний вид;
не стоит пренебрегать утренним приемом
пищи, можно дать ребенку то, что он кушает с удовольствием;
очень важно правильно
подобрать ранец:
ремни
должны быть широкие, регулируемые по длине с амортизирующими прокладками,
спинка – жесткая недеформируемая. Портфели и ранцы ученические должны иметь
детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых
поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных
цветов. Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов – 700 г, для учащихся средних и старших классов
–1000 г. Масса ежедневного комплекта учебников
с письменными принадлежностями не должна
превышать для учащихся начальных классов – 1,5-2 кг, для учащихся средних и старших классов – 2,5-3,5 кг. В целях профилактики
нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два
комплекта учебников: один – для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий;
после посещения школьных занятий и
обеда, ребенку нужно отдохнуть 1,5-2 часа для восстановления сил и затем
приступать к выполнению домашнего задания;
следите
за максимальной продолжительностью выполнения домашних заданий: выполнять
уроки необходимо в одни и те же часы, на приготовление домашних заданий ученики
начальной школы должны тратить не более 1,5 часов в день, старшеклассники – не
более 3 часов;
правильно организуйте
рабочее место для ребенка:
стол, за
которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева
(если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено
полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в
глаза. Мебель должна соответствовать росту ребенка – ноги ребёнка при
правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол
как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую
спинку;
после
выполнения домашнего задания следует побыть на свежем воздухе;
продолжительность
прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должно
составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов в день, для старших –
2,5 часов;
старайтесь,
чтобы активные виды отдыха преобладали над пассивными – по возможности запишите
ребенка в спортивную секцию, прививайте ребенку любовь к занятиям спортом и
физической культурой;
после
ужина дайте ребенку заняться любимым увлечением, можно немного поиграть в
компьютерные игры, посмотреть телевизор;
время
непрерывного нахождения за компьютером не должно превышать для младших
школьников 15 мин, для старших – 30 мин;
подготовка
ко сну должна включать проведение гигиенических процедур, подготовку одежды и
школьных принадлежностей на следующий день;
ложиться
спать нужно в одно и то же время, перед сном желательно проветрить комнату;
длительность
ночного сна должна составлять для младших школьников не менее 10 часов, старших
– не менее 8,5 часов.
Таким образом, правильно
организованный день обеспечит ребенку все необходимые условия для укрепления и
сохранения здоровья, хорошей работоспособности, успеваемости в школе и
достижения успехов в дальнейшей жизни.