Наш банер
ocgie.brest.by

РазделыАрхив новостейАрхив 2019 → Система оказания помощи людям ...

 

Система оказания помощи людям со слабым слухом

 

Звук играет важную роль в жизни людей. Он позволяет нам общаться и получать информацию, наслаждаться звуками природы и слушать музыку. Звук также может предупредить нас об опасности.

Звуковые волны воспринимаются ухом человека. Человеческое ухо является сложным и чувствительным органом, который  состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода, в конце которого расположена барабанная перепонка, отделяющая наружное ухо от среднего. Функция наружного уха - улавливать звуковые волны, усилить их и провести по слуховому проходу к барабанной перепонке. Среднее ухо представляет собой воздушную полость, которая сообщается с воздушными ячейками височной кости и с носоглоткой посредством Евстахиевой трубы. В среднем ухе находятся слуховые косточки, которые проводят  звуковые колебания во внутреннее ухо, и мускулы, которые предохраняют ухо от очень громких звуков. Внутреннее ухо состоит из улитки и полукружных каналов и заполнено жидкостью. В улитке расположены звуковоспринимающие клетки, которые активируются при движении жидкости во внутреннем ухе и преобразуют звуковые колебания в электрические импульсыи далее по слуховому нерву сигнал передается в слуховые зоны головного мозга. Даже малейшее повреждение этой сложной системы может негативно отразиться на слухе.

Около 7-10% населения Земли страдает нарушением слуха, причем с возрастом этот показатель значительно увеличивается.

Существует множество разных причин возникновения нарушений слуха.

Причины нарушения слуха у взрослых:

- острый средний и хронический отиты

- прием ототоксичных препаратов

- черепно-мозговая травма

- нарушение кровообращения во внутреннем ухе

- грипп, ОРВИ

- пресбиакузис (возрастное снижение слуха)

- профессиональная деятельность (длительная работа в условиях шума, вибрации)

- акустические травмы уха

- опухоли головного мозга

- сердечно-сосудистые заболевания

- другие причины.

Причины нарушения слуха у детей:

- наследственные заболевания

- патология беременности

- инфекционные болезни матери во время беременности (краснуха, корь, грипп, цитомегалия, токсоплазмоз, герпетическая инфекция)

- патология родов

- недоношенность

- внутричерепная травма во время родов

- асфиксия в родах

- резус конфликт матери и ребенка

- гемолитическая болезнь

-детские инфекционные болезни

- эпидемический менингит

- грипп

- препараты ототоксического действия

- острый и хронический средние отиты

- черепно-мозговая травма

- смешанные причины

- другие причины

Нарушение слуха создает серьезные проблемы: человек не слышит пение птиц, музыку, предупреждающий сигнал автомобиля, затруднено общение с родными и друзьями, появляются проблемы на работе.

Ухудшение слухового восприятия у ребенка нарушает формирование речи, сопровождается задержкой психического и умственного развития, приводит к инвалидизации. Поэтому нарушения слуха у детей должны быть выявлены как можно раньше. Судьба ребенка с нарушенным слухом определяется такими факторами, как причина нарушения слуха, возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень понижения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции.

В настоящее время в Беларуси активно проводится программа ранней диагностики состояния слуха в роддомах и детских поликлиниках. Выявление и оказание помощи детям с нарушениями слуха организуется на следующих этапах:

1 этап - родильные отделения, отделения выхаживания новорожденных (в том числе недоношенных детей). На этом этапе проводится анкетирование родильниц для выявления факторов риска по тугоухости, выполняется регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). По результатам анкетирования и ОАЭ (КСВП) делается отметка в документации при выписке ребенка из организации здравоохранения, а также данные передаются в областной (межрайонный) сурдологический кабинет.

2 этап - поликлиники по месту жительства. При наличии факторов риска и отрицательных результатах ОАЭ (КСВП), указанных в сведениях из родильного отделения или выписном эпикризе, педиатр направляет ребенка после осмотра ЛОР врача в межрайонный сурдологический кабинет не позднее 1-го месяца с момента выписки ребенка. При отсутствии факторов риска по тугоухости ребенок наблюдается участковым педиатром, проводится анкетирование родителей по достижению ребенком возраста 1, 4, 6 месяцев. При выявлении отклонений в реакции ребенка на звуковые раздражители или задержке в психо-речевом развитии ребенок направляется к ЛОР врачу поликлиники для решения вопроса о направлении его к врачу сурдологу межрайонного кабинета не позднее 1-го месяца с момента выявления нарушения слуха.

3 этап - межрайонные и областной детский сурдологические кабинеты. Ребенок осматривается врачом сурдологом, выполняется комплексное аудиологическое обследование (тимпанометрия, акустическая рефлексометрия, ОАЭ, КСВП, камертональные пробы, тональная аудиометрия), консультируется врачом неврологом, логопедом (дефектологом), при необходимости  направляется к врачу психиатру.

Определить степень нарушения слуха, уровень поражения слухового анализатора и назначить необходимое лечение, подобрать слуховой аппарат может врач-сурдолог, к которому направляют пациентов с нарушением слуха врачи разных специальностей (терапевты, педиатры, неврологи, оториноларингологи).Для определения степени потери слуха врач-сурдолог использует разные методы: акуметрию(исследование слуха шепотной и разговорной речью, камертональные пробы),тональную и речевую аудиометрию, импендансометрию, метод регистрации отоакустической эмиссии, метод регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов, при необходимости направляет пациентов на рентгенологическое обследование, компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, консультации других специалистов (невролога, окулиста, нейрохирурга, сурдопедагога, дефектолога и др.)

Врач-сурдолог определяет показания к медикаментозному лечению нарушений слуха, оперативному лечению, физиотерапевтическому лечению, электроакустической коррекции слуха слуховыми аппаратами, педагогической коррекции слуха(занятия с дефектологами), при необходимости направляет ребенка на консультацию в РНПЦ «Оториноларингология»

4 этап - РНПЦ «Оториноларингология»

Медикаментозное лечение включает антибактериальную терапию при отитах, сосудистые препараты, ноотропные препараты, витаминотерапию, дезинтоксикационную терапию. Оперативное лечение при заболеваниях среднего уха включает мирингопластику, шунтирование барабанных полостей, тимпанопластику, реконструктивные операции, при глухоте - кохлеарную имплантацию. Физиотерапевтическое лечение включает электропроцедуры, теплолечение, гипербарическую оксигенацию, иглорефлексотерапию, массаж.

Сегодня доступен целый ряд различных типов слуховых аппаратов, функции которых можно приспособить к потребностям и индивидуальным нарушениям слуха каждого пользователя. Важно иметь в виду, что слуховые аппараты не могут восстановить нормальный слух. Однако они могут кардинально улучшить слух во всех ситуациях, позволяя человеку с нарушением слуха жить более полноценной жизнью.

Профилактические мероприятия для предупреждения нарушения слуха должны быть направлены в первую очередь на исключение причин, которые их вызывают, а также на максимально раннее выявление нарушений слуха и проведение адекватного лечения или реабилитации слуховой функции.

Также важным моментом в профилактике нарушений слуха является следующее:

- проведение систематических массовых осмотров детского и взрослого населения врачами - отоларингологами и при необходимости сурдологами

- необходимо брать на диспансерный учет пациентов с нарушениями слуха и хроническими средними отитами

- необходим отказ от назначения ототоксичных медикаментов, особенно антибиотиков аминогликозидного ряда (гентамицин, мономицин, канамицин, стрептомицин, амикацин), а при необходимости их применения проводить аудиологический контроль

- оценку состояния слуховой функции у новорожденных детей и детей раннего возраста определять с использованием объективных методов (тимпанометрии, отоакустической эмиссии, регистрации КСВП), особенно у детей с фактором риска + по угрозе тугоухости

- лечение острых инфекционных заболеваний

- лечение сердечно-сосудистых заболеваний

- профилактика травматизма

- использование средств индивидуальной защиты органа слуха на производствах с повышенным уровнем шума и вибрации

- при использовании наушников для прослушивания музыки: слушать МР-3 плеер не громче 60% от возможного и не более одного- двух часов

- при посещении дискотек концертов не находиться в непосредственной близости от источников громкого звука.

28 Февраль 2019 09:45:36







Горячая линия
















Привет, Гость

Войти

Вышестоящая организация:
Государственное учреждение
"Республиканский центр гигены,
эпидемиологии и общественного здоровья"
Государственное учреждение
"Брестский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья"
Адрес:
224030, г.Брест, пл. Свободы, 11Б
Email:
mail@bocgie.by
Режим работы:
Понедельник - пятница с 800 до 1630
Приёмная тел. +375162 530950
Тел./факс +375162 531839
 
Generation time:0.01