Нарушения
слуха у детей
В нашей стране, как и в других странах,
детская тугоухость остается серьезной проблемой.
Слуховой анализатор – важнейший
анализатор, играющий определяющую роль в формировании и развитии сигнальной
системы и речи. Между состоянием слуха и развитием речи имеется тесная связь.
Любое нарушение слуха в виде тугоухости и глухоты оказывает определенное
влияние на общее и психическое развитие. Оно не позволяет человеку
интегрироваться в общественную среду, наносит невосполнимый моральный ущерб
личности и большие экономические потери обществу.
Даже односторонняя звуковоспринимающая
тугоухость оказывает существенное влияние на возникновение проблем с обучением
и коммуникацией, поведением в школе.
Тугоухость разделяется на кондуктивную,
нейросенсорную и смешанную. Первая наступает в результате поражения
звукопроводящего аппарата. Это острые отиты, тубоотиты, травмы барабанной
перепонки и т. д. Отиты носят чаще всего временный характер и серьезных
коммуникационных последствий не имеют. Другое дело нейросенсорное нарушение
слуха, создающее тяжелые адаптационные проблемы. Их можно разделить на
врожденные и приобретенные.
По разным данным нарушение
звуковосприятия имеется от трех до пяти новорожденных на тысячу младенцев.
Достаточно значимое количество таких случаев объяснимо несколькими факторами.
Это наследственность – наличие дефектов звуковосприятия у предков. Перенесенные
беременной женщиной вирусные, инфекционные заболевания, прием во время
беременности ототоксических препаратов. Приобретенная тугоухость возникает как
последствие перенесенных вирусных и инфекционных заболеваний, в результате
приема ототоксичных препаратов. Большую роль играют и травмы головного мозга и
черепа, длительное воздействие шума и вибрации.
Пациенты со снижением слуха нуждаются в
скорейшей коррекции слуховых нарушений. Крайним возрастным пределом начала реабилитационных мероприятий является возраст 2,5 года. После 7 лет жизни
практически невозможно приступить к реабилитационным и абилитационным
мероприятиям с оптимистическим прогнозом качественного овладения речью.
Для раннего выявления нарушения
звуковосприятия в Республике Беларусь разработана система аудиологического
скрининга. Первым этапом аудиологического скрининга является регистрация отоакустической эмиссии новорожденным
на 3 сутки жизни в роддоме. При отрицательном результате ребенок направляется
на дальнейшее обследование в областной сурдологический кабинет.
В г. Бресте функционирует областной
детский сурдологический кабинет, где проводится аудиологический скрининг детей
раннего возраста, оказывается лечебно-консультативная помощь детям с нарушением
слуха.
Второй этап аудиологического скрининга,
который проводится в нашем кабинете, включает также регистрацию отоакустической
эмиссии (регистрация акустического ответа слуховых клеток на звуковой
стимул). Если результат теста
отрицательный, то ребенку проводится дополнительное обследование.
Детям с нарушением слуха для
дифференциальной диагностики разных видов тугоухости проводится импедансометрия
– методика, позволяющая своевременно обнаружить патологию среднего уха и
уточнить ее характер; камертональные исследования, акуметрия (исследование
слуха шепотной и разговорной речью); тональная аудиометрия – исследование слуха
с помощью тонов различной громкости и частоты.
В Брестской области на конец 2018 года
зарегистрировано 1829 детей с патологией
слуха, из них с двусторонней нейросенсорной тугоухостью 548 чел., с
односторонней нейросенсорной тугоухостью 289 чел., с кондуктивной тугоухостью
992 ребенка.