О
вреде здоровью при сжигании сорной растительности и мерах ответственности
Экологи
подтверждают, что они не преувеличивают, когда сравнивают влияние выбросов,
которые попадают в воздух от массового сожжения листвы с промышленными
выбросами. При сжигании 1 тонны сухой растительности в воздух выделяется
до 30 кг вредных выбросов. В их состав входят одни из самых ядовитых веществ
для человека – диоксины. При сжигании растений высвобождаются пестициды,
которыми они могли быть обработаны, в воздух также попадают пыль, угарный газ,
окиси азота, некоторые виды канцерогенов – все они вредят легким и бронхам,
влияют на работу почек и печени, снижают иммунитет. В списке вредных веществ и
бензапирен, который появляется в листьях, тлеющих без доступа кислорода –
он может стать причиной раковых заболеваний. Кстати, дым костра в общем
содержит примерно в 350 раз больше веществ вызывающих рак, чем в сигаретном
дыме.
Важно помнить, что, сжигая опавшую листву, мы
наносим вред природе и своему здоровью. В залежах листвы, сухой травы и
валежника часто находятся отходы, выделяющие при сжигании вещества, которые
отравляют живые организмы. Например, в дыме, образующемся при плавлении
ПВХ-пластика, обрезков линолеума, пластиковых бутылок, клеенки, игрушек, ведер,
содержится до 75 процентов вредных веществ. Кроме того, листья — своеобразный
фильтр, особенно на деревьях, растущих вдоль дорог. Очищая воздух от
загрязнения, деревья поглощают тяжелые металлы и канцерогены. При сжигании
листвы в воздух повторно попадают вредные вещества, которые оказывают
негативное воздействие на здоровье человека.
Тлеющие
кучи листьев – источник угарного газа, который раздражает слизистые, ослабляет
организм, вызывает утомляемость и головную боль. Мусор, попадающий вместе с
листьями в костер, становится опасной смесью ядовитых газов, которые вызывают
аллергическую реакцию, влияют на иммунную систему и при постоянном воздействии
могут стать причиной рака.
В
преддверии предстоящих весенних полевых работ как на сельскохозяйственных
землях, в лесных массивах, вдоль автодорог, землях общего пользования, так и на
территории населенных пунктов по наведению порядка на земле, на личных
подворьях, считаем необходимым напомнить об ответственности за нарушения требований законодательства о
пожарной безопасности, об охране окружающей среды, обращении с отходами при сжигании сорной растительности, мусора.
Согласно пунктов 2, 3 статьи 31 главы 5 Закона Республики
Беларусь от 16.12.2008 №2-З «Об охране атмосферного воздуха» сжигание не являющихся топливом веществ или
смеси веществ, материалов и отходов запрещается,
кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных
устройств и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды,
в том числе об обращении с отходами. Сжигание топлива, веществ, используемых
в качестве топлива, в местах и (или)
устройствах, не предназначенных для сжигания топлива, не допускается.
В соответствие со статьей 15.57 Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях незаконное выжигание
сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на
полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках влечет наложение штрафа в размере от 10 до 40
базовых величин.
В соответствие со статьей 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях разведение костров в
запрещенных местах влечет
предупреждение или наложение штрафа в размере до 12 базовых величин.
Справочно: В соответствие со статьей 3.30
Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанным
статьям: органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды
Республики Беларусь; Государственной инспекции охраны животного и растительного
мира при Президенте Республики Беларусь; органов и подразделений по
чрезвычайным ситуациям; государственных природоохранных учреждений,
осуществляющих управление заповедниками и национальными парками.
В соответствие с
Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
рассматривать дела об
административных правонарушениях по вышеуказанным статьям: административной
комиссии; государственной инспекции охраны животного и растительного мира при
Президенте Республики Беларусь; органов Министерства природных ресурсов и
охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В
соответствие со статьей 15.29 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях:
1. Нарушение требований пожарной
безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не
повлекшее причинение ущерба влечет предупреждение или наложение
штрафа в размере до 25 базовых величин.
2. Нарушение требований пожарной
безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение
леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления влечет
наложение штрафа в размере от 25 до 50 базовых величин.
В соответствие со статьей 3.30
Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанной
статье: органов, осуществляющих ведомственный контроль за охраной и
использованием животного мира, органов Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь, органов, осуществляющих государственный
контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, государственной
инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики
Беларусь, органов государственного пожарного надзора Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов и подразделений по
чрезвычайным ситуациям, государственных природоохранных учреждений,
осуществляющих управление заповедниками и национальными парками.
В соответствие с
Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
рассматривать дела об
административных правонарушениях по вышеуказанной статье: административная
комиссия, государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте
Республики Беларусь, органы государственного пожарного надзора Министерства по
чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органы Министерства лесного
хозяйства Республики Беларусь, органы Министерства природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь, государственные природоохранные
учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками.
В
соответствие со статьей 23.56 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:
1.
Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том
числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых
актов системы противопожарного нормирования и стандартизации,
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а
на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа в размере до 200
базовых величин.
2. Нарушение правил пожарной
безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение
пожара, влечет наложение штрафа в размере до 50 базовых
величин.
Справочно: В соответствие со статьей 3.30
Процессуально-исполнительного Кодекса Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
составлять протоколы об административных правонарушениях по вышеуказанной
статье: органов государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь; органов и подразделений по чрезвычайным
ситуациям.
В соответствие с
Процессуально-исполнительным Кодексом Республики Беларусь об административных
правонарушениях лица, уполномоченные
рассматривать дела об
административных правонарушениях по вышеуказанной статье: суд ч.1 ст.23.56; административная
комиссия ч.2 ст.23.56; органы государственного пожарного надзора Министерства
по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ч.1 ст.23.56.